Известно, что этот термин имеет несколько
обозначений, которые нам не мешало бы запомнить.
Хронос (греч. Chronos — "время") — античное божество времени. Его образ искусственен,
поскольку сложился в античности в результате отождествления по звучанию имени Кроноса (архаического божества) и слова
"хронос" (время), Хроноса изображали в виде могучего старца с
песочными часами (символ времени), крыльями, серпом (позднее
косой — символом смерти), костылем или змеей (см. уробор). Серп вначале являлся атрибутом Кроноса как божества урожая.
Римляне отождествили греческого Крона-Хроноса с собственным божеством Сатурном, поскольку среди атрибутов
последнего тоже был серп. В результате возникло новое божество "Отец
Время" (лат. Pater Chronos).
Под влиянием ближневосточной иконографии в восточных провинциях римской империи сложился
необычный образ божества времени с четырьмя крыльями: два из них подняты для
полета, два других опущены к земле (сравн. Митра; Херувим; Шеду).
В эзотерической философии подобное положение крыльев толкуется в качестве олицетворения двойственности времени:
физического (низшего, материального) и духовного (мыслимого).
Иногда Хроноса представляли четвероглазым: два глаза спереди
и два сзади — выражение состояния между прошлым и будущим подобно двум ликам
божества Януса.
Близкое божество: Кронос Митры (см. Митра). Его изображали миксантропическим, с телом
человека и головой льва, либо с лицом человека и львиной маской на груди. Туловище Кроноса Митры
обвито пятью кольцами змеи (символ обращаемости времени). Лев — солярный (солнечный) символ, но в данном случае
его трактуют как знак того, что "все пожирает
время" (сравн. Кайрос; Ормазд).
В эпоху Возрождения и в постренессансные столетия, в искусстве Классицизма и Барокко аллегорическая фигура Времени (Хроноса) постепенно
сближалась с образом Истории, записывающей на скрижалях события прошлого и настоящего (см.
т. 1, рис. 166). Хронос, или Сатурн в облике крылатого старца,
спасает (уносит к небесам) Истину в облике пышнотелой красавицы.
Подобная аллегория прочитывается следующим образом: "Время открывает
Истину" (см. т. 4, рис. 142). Рядом с фигурой Времени
(открывающей Истину или спасающей Невинность) изображали фигуры Веры, Надежды и
Любви. Еще одна аллегория: "Время спасает Истину от Лжи и Зависти"
(см. т. 8, рис. 569).
Филосовский
словарь считает, что
«хронос это «…буферное первовремя, не
являющееся длительностью, не являющееся математической абстракцией,
неодномерное, апространственное. Заведомая условность термина в том, что Xронос связан не с частными представлениями, но с распадом абсолюта на постабсолют,
выворачиванием абсолюта наизнанку, разделами, разрезами его и попытками нового
синтеза. Все названное - вовсе не процесс, но предполагаемый взгляд на
очередную метафизическую пропасть при осуществлении всех возможных распределений
проницаемости (доступности сквозного виденья) по всем интенсивностям. Некоторые
картинные представления о Xронос могут дать индийские и буддийские философские
учения при очистке их от мифов и материализма. Таким образом, Xронос доступен
только теоретическому визионерству при идентификации наблюдателя со слитным
здесь-там».
В анналах мировой паутины мы, наверное, могли бы
найти еще несколько значений данному термину, но смысл статьи не в их значениях
или образах, а в делах. Сейчас сайт находится на начальной стадии, стадии
наполнения материалом. Безусловно, мы хотим, чтобы «Хронос» был живым и интересным,
поэтому надеемся на плодотворное
сотрудничество педагогов города, на взаимопонимание и сопереживание.
А еще мы знаем, что управлять временем невозможно, но вот надеяться на долголетие сайта нам никто не помешает.
Попутного ветра,
друзья и коллеги!